Здравствуйте, я по работе!
Всем, кто систематически занимается подбором персонала, ежедневно поступают самые разнообразные звонки от соискателей. Когда-то я была убеждена в том, что на дворе XXI век, поэтому все потенциальные кандидаты умеют пользоваться электронной почтой и понимают, что телефон в объявлении о приёме на работу даётся, чтобы уточнить, дошло ли резюме. На деле всё оказалось не так. |
«Здрасьте! Я звоню по работе риэлтер. Ко мне вопросы есть?» — «Вопросов нет». На той стороне провода тут же положили трубку. «Меня интересует работа торгового представителя. Вообще-то, я с этим никогда не сталкивалась, а работала бухгалтером, а потом я развелась, и мы переехали…» — «Извините, что перебиваю, но не могли бы вы эту информацию изложить в резюме?» — «А можно, я к вам сразу подъеду и поговорим?»
Тотальное неумение общаться по телефону — это бесполезно потраченное время и соискателя, и работодателя. Пользуйтесь инструкцией!
Разговор затягивался. Очередной звонящий стремился вместить в разговор всю свою трудовую и личную биографии, а также по-быстрому пройти профориентацию. Традиционный звонок в духе: «Здравствуйте, дорогая редакция! Хочу поделиться с вами наболевшим». Соискатель, кажется, не знает, что HR не умеет лечить по фотографии и проводить профориентацию по голосу. Но это не помешает ему впоследствии рассказывать знакомым, что звонил он на днях в компанию N, а там попал на какую-то дуру, которая и поговорить-то с человеком толком не может.
Другой парадокс, что кандидат, который сам звонит потенциальному работодателю, тем не менее выбирает для себя роль слушателя. Он будто ждёт, что на том конце провода ему с интонацией автоответчика зачитают: «На данный момент в нашей компании открыта вакансия „Дворник“. Она включает в себя следующие обязанности: взятие метлы в пять ноль-ноль утра и подметание территории площадью 45 квадратных метров….» и так далее. После чего наш слушатель скажет: «Спасибо, я подумаю» и положит трубку. Звонящий уверен, что именно рекрутёр будет задавать ему вопросы, и неважно, что это первый контакт. И, что ещё более странно, приходя на собеседование, 80% соискателей по-прежнему чувствуют себя слушателями.
Тотальное неумение общаться по телефону и, как следствие этого — бесполезно потраченное время — и соискателя, и работодателя, вызвали желание написать «инструкцию» о том, как сделать первый звонок работодателю. Итак.
1. Сделай сам
Если звоните вы — то именно вам принадлежит инициатива разговора! Каким бы очевидным это ни казалось, но задавать вопросы предстоит именно вам. Это значит, что исключаются продолжительные паузы или реплики вроде: «Какие ко мне вопросы?» и «Расскажите мне что-нибудь по вакансии — что делать надо?». Начинать разговор с вопроса: «И каковы мои шансы попасть к вам на работу?» тоже не стоит. Оценить ваши шансы рекрутер сможет только после собеседования.
2. Зачем вы девушки?
Подумайте о цели своего звонка. Какую информацию вы хотите получить? Ежедневно рекрутёр принимает много, очень много звонков, и бывает трудно понять, кто кандидат, а кто «собеседник». Ваша задача — выделиться из сотни желающих «просто поговорить». Правильно заданные вопросы помогут вам собрать больше информации об интересующей вакансии, а главное, позволят рекрутёру принять решение, стоит ли работать с вами дальше. Поверьте, он очень хочет пригласить вас на собеседование и затем принять на работу. Имейте в виду, что достижению ваших целей не способствуют фразы вроде этой: «Я тут увидел ваше объявление, расскажите мне что-нибудь по вакансии».
3. Глухой телефон
Попытки узнать подробности по будущей работе для мамы, бабушки или подруги обычно напоминают игру в «глухой телефон» — через некоторое время мама и бабушка позвонят уточнить уточненное вами. Уверена, что любой взрослый, здоровый человек, озаботившись поиском работы, в состоянии самостоятельно позвонить и выяснить всё, что его интересует. Хотите помочь близкому — просто покажите ему объявление.
4. FAQ
Основываясь на пункте №2, сформулируйте вопросы и обязательно запишите их. Возможен ли рост заработной платы? Как проще добраться в ваш офис? Насколько жесткими являются требования, указанные в объявлении? И только после этого набирайте номер. На том конце провода вас уже ждет человек с ответами.
И один совет самим работодателям и тем, кто управляет человеческими ресурсами в компаниях. Возможно, имеет смысл прописывать в объявлении действия соискателей после прочтения объявления — что человек должен делать с этим объявлением. «Свое резюме вы можете прислать по факсу или принести в наш офис по адресу», «Собеседование проводится по результатам рассмотрения резюме», «Заполнить анкету можно по адресу». Вроде тривиально, но пользуемся мы этим редко, полагая, что кандидат догадается сам. Но нет, он не догадается, потому что не сложились у нас ещё «правила хорошего тона» при поиске работы.
В результате мы имеем ситуацию, когда HR-рами сформирован и освоен канон делового общения, о котором наш соискатель представления не имеет. Телефонные переговоры — всего лишь частный случай общего взаимонепонимания, в котором телега и лошадь давно ждут, когда их поменяют местами, и воз, наконец, поедет.
|